Управляемый аэростат Дюпюи де-Лома
Дюпюи де-Лом, знаменитый строитель морских броненосцев Франции, в 1872 г. создает опытный управляемый аэростат, который имел ряд конструктивных усовершенствований, основанных на идеях Мёнье.
Жан Батист Мари Шарль Мёнье́ (1754-1793), французский математик, дивизионный генерал.
В проекте дирижабль Мёнье имел форму эллипсоида. Его перемещение осуществлялось с помощью трёх воздушных винтов, вращаемых вручную усилиями 80 человек. Он предложил две оболочки — внешнюю основную и внутреннюю — баллонет. Изменяя объём газа в баллонете можно было регулировать высоту полёта дирижабля. В дирижабле были предусмотрены горизонтальные стабилизаторы и подвеска гондолы на стропах.
Дюпюи де-Лом принял решение о создании дирижабля меньших размеров и при этом отказался от паровой машины, как слишком тяжелой и неэкономичной. Он также считал, что при большом расходе топлива должны были резко измениться условия равновесия аэростата в воздухе.
Огромный винт (диаметром 8 м) приводился в движение людьми, находившимися в гондоле, которые вращали вал — кривошип (рис. 2.12). На рисунке просматривается вал, расположенный в носовой части лодки — гондолы, идущий к винту.
Гондола управляемого аэростата Дюпюи де-Лома
Испытания аэростата 2 февраля 1872 г. показали ничтожную скорость его движения (2,2 м/сек). До применения же паровой машины на аэростате большого объема, о чем мечтал Дюпюи де-Лом, дело не дошло.
Дирижабль с электрическим двигателем
Идея применения электродвигателя, как источника движущей силы дирижабля, принадлежит Гастону Тиссандье́ (1843-1899) — французскому химику, метеорологу, воздухоплавателю, кавалеру ордена Почётного легиона.
Гастон Тиссандье́
Он построил дирижабль, на котором 8 октября 1883 года совершил первый полёт с использованием электрического двигателя Сименса. Гастон Тиссандье к этому времени был известным воздухоплавателем, он совершил более 20 полетов на воздушном шаре. Так, в сентябре 1870 года, во время франко-прусской войны, Тиссандье удалось покинуть осаждённый Париж на воздушном шаре. Он совершил самый длительный для своего времени полёт на аэростате, который длился 22 ч 40 мин.
15 апреля 1875 года Гастон Тиссандье, Сивель и Кроче Спинелли совершили полёт на аэростате «Зенит», основной целью которого было достижение максимально возможной высоты Они поднялись на высоту 8600 м. Этот полёт закончился трагически, из-за нехватки кислорода Сивель и Кроче Спинелли погибли, а Тиссандье лишился слуха.
В 1873 году Гастон Тиссандье начал выпускать научный журнал «Природа». Он был его главным редактором до 1896 года. Тиссандье написал ряд научных трудов и научно-популярных книг, в которых популяризировал науку.
Идею Тиссандье по применения электродвигателя, как источника движущей силы дирижабля, продолжил Шарль Рене.
Рене Шарль Александр (1847-1905) – французский воздухоплаватель, один из пионеров дирижаблестроения. Сын судьи, он успешно сдал вступительные экзамены в Политехнической школе в 1866 году, после окончания которой поступил в военно-инженерный корпус
Рене Шарль Александр
С 1871 года член комиссии военного министерства по воздухоплаванию. Здесь он посвятил свою жизнь воздухоплаванию и авиации, дослужился до звания полковника и занимал должность директора военного исследовательского учреждения.
В 1884 году за счет финансирования военного министерства Шарль Рене вместе с Артюром Кребсом разработал и построил дирижабль «Франция» с электродвигателем мощностью 6,6 кВт.
Аккумуляторная батарея занимала в гондоле 44 м, что было больше, чем длина первого управляемого дирижабля Жиффара. Электродвигатель приводил в движение воздушный винт диаметром 7,01 м. Длина дирижабля составила 52 м, а объём — 1900 м³. Общая масса силовой установки 0,6 т., масса дирижабля 2 т.
9 августа 1884 года в безветренную погоду дирижабль совершил полёт по трассе длиной около 7,6 км с возвращением на место старта за 23 мин. В 1884-1885 годах было выполнено ещё 6 полётов
Несмотря на очевидные недостатки (в частности, малую скорость движения), дирижабль был принят на вооружение французской армии.
Дирижабль Шарля Рене и Артюра Кребса
Имея звание полковника и занимая должность директора военного исследовательского учреждения, а также возможность значительного финансирования за счет военного министерства (о чем большинство воздухоплавателей могли только мечтать), Шарль Рене вместе с Артюром Кребсом смог построить и испытать дирижабль «Франция».